Яндекс шпионит за пользователями Не так давно один из моих читателей натолкнул меня на тему этой статьи. А тема сегодня такая — какие методы может использовать и использует на самом деле Яндекс для того, чтобы отслеживать поведение пользователей на сайте.

Есть мнение, что поисковая система Яндекс использует данные о поведении пользователей на сайтах для определения полезности ресурсов, а в дальнейшем их ранжирования в выдаче. И даже есть теория вероятности попадания сайта под фильтр или в бан, если уж совсем сайт плох и пользователи на нем не держатся ни минуты, сразу закрывая или уходя с него.

Теория имеет право на существование, а потому хочу рассмотреть наиболее вероятные способы слежки Яндексом за пользователями и вебмастерами. Для начала перечислю все, известные мне, варианты (они же наиболее популярные у Яндексофреников), а потом вкратце попытаюсь подтвердить, либо опровергнуть эти гипотезы.

1.    Яндекс.Вебмастер — один из наиболее популярных сервисов вебмастеров.
2.    Яндекс.Бар — сервис, который живет в вашем браузере и имеет информацию обо всем, что вы открываете, читаете и просматриваете в Интернете.
3.    Яндекс.Метрика — еще один сервис от Яндекс, собирает статистику посещений и отслеживает поведение пользователей на сайте.
4.    Яндекс.Почта — почтовый сервис Яндекса.
5.    Punto Switcher — программа автоматического переключения раскладки клавиатуры на компьютере (каким образом она может быть связана со слежкой Яндекса читайте ниже).
6.    WebVisor – сторонний сервис системы анализа и аудита юзабилити сайта, а также поведения пользователей на нем. Недавно приобретен компанией Яндекс.
7.    Ну и напоследок не сервис и не программа, а определенный признак, по которому, якобы, Яндекс может отслеживать сайты — это проверка проиндексированности страниц или ссылок на них.

Ну а теперь начну приводить доводы «за» и «против» каждого из перечисленных мифов.

Начну, пожалуй, с последнего, так как считаю его самым необоснованным и легкоопровержимым. Сразу оговорюсь, что эти мифы и предположения я не выдумал, а взял с форумов, блогов и статей, где авторы пытались доказать каждую из этих теорий.

Итак, проверка страниц и сайтов на проиндексированность влияет на отношение Яндекса к сайту.

Нет! Потому что в этом случае, можно быстренько написать скрипт или нанять пару школьников, которые будут каждый день проверять проиндексированность страниц или ссылок на всех конкурентских сайтах, тем самым отправляя их под фильтр или подрывая доверие Яндекса к ним. А тут уже получается влияние внешних факторов, что в принципе не возможно и доказано много раз.

Яндекс.Вебмастер следит за вебмастером.

Тут, конечно, есть доля правды. Добавляя сайт в ЯВ (Яндекс.Вебмастер), мы открыто сообщаем, что нас интересует состояние сайта в результатах выдачи Яндекса и тем самым мы на 99% являемся оптимизаторами и пытаемся его продвинуть в ТОП. Но с другой стороны быть оптимизатором и продвигать сайт — это не преступление в глазах Яндекса, а даже наоборот, похвальное стремление сделать сайт лучше для пользователей. И если с вашей стороны косяков с сайтом нет, то и бояться нечего. Тем более, что ЯВ не имеет доступа к внутреннему коду сайта и не может отслеживать поведение пользователя на нем, он всего лишь дает вебмастеру дополнительную информацию. Но все же тем, кто создает дорвеи я бы не советовал добавлять их в ЯВ.

Яндекс.Бар шпионит за пользователями.

Вопрос, пожалуй, самый интересный (по крайней мере для меня). Не так давно, как я уже говорил, один из читателей обратил мое внимание на то, что ЯБ (Яндекс.Баром) пользоваться небезопасно, т.к. Яндекс, типа следит через него на какие сайты я захожу и что на них делаю, т.е. использует поведенческий фактор. Сразу после этого первая мысль была отказаться от использования ЯБ. Но через некоторое время, поразмыслив и почитав информацию по этой теме, я пришел к выводу, что если Яндекс и следит за пользователями с помощью Яндекс бара, то на попадание сайта под фильтр это уж точно никак не должно влиять. Сейчас поясню почему.

Если бы это реально было возможно, что количество и качество просмотров сайта при использовании ЯБ, влияет на его попадание или вывод из под фильтра, то:

- для того, чтобы вывести сайт из под фильтра нужно было бы всего лишь постоянно ходить по нему с разных IP, опять же с помощью скрипта или школьников;

- для того, чтобы загнать конкурента под фильтр нужно открывать его сайт и сразу же с него уходить, снова используя скрипт и школьников;

- и в конце концов, можно было бы просто расковырять код Яндекс бара и переделать его под свои нужды, чтобы он отправлял нужную инфу.

Но тем не менее, я все же не отрицаю, что ЯБ собирает некие данные, которые использует позже, например, для лучшей индексации страниц. На одном из форумов мне попалась заметка, где автор рассказывал, что у него попали в индекс страницы, на которые не было ни внутренних, ни внешних ссылок и фактически они вообще не существовали, а были лишь копиями существующих страниц с другим адресом, но все же в индекс Яши забрели. Автор использовал Яндекс бар и подозревает в этом именно его.

Яндекс.Метрика — это пожалуй один из главных подозреваемых в шпионаже.

По крайней мере, я ей точно не доверяю. Для тех кто не пользовался, вкратце: сервис, предоставляющий отчеты по статистике посещений и поведения пользователей на сайте. Что-то типа смеси Liveinternet-статистики и WebVisora (о нем будет позже). Для подключения размещаем код ява скрипта на своем сайте и даем Яндексу полную власть над всей информацией: кто заходит, сколько раз, откуда, что делает на сайте, сколько времени проводит и т.д. и т.п.

В общем, сразу приведу пример. Продвигаю сайт одной компании с помощью SEO + Яндекс.Директ. Позиции растут, клиенты звонят – все довольны. Через некоторое время ставлю Яндекс.Метрику, еще где-то через неделю-две замечаю, что позиции начинают падать. Проверяю ссылки, оптимизацию страниц, наличие страниц сайта в индексе — все вроде в порядке. Подозреваю Яндекс.Метрику, решаю убрать на время. После отключения Метрики, где-то через 2-3 недели упавшие позиции начинают возвращаться, и это при том, что ничего другого с сайтом я не делал. Мои подозрения подтвердились, но нужно как-то это объяснить, почему так произошло.

И вот к какому выводу я пришел: так как все страницы сайта заточены под определенный запрос и услугу + рядом сразу же указаны все данные для связи и заказа, то посетитель не блуждает по сайту, а попав на нужную страницу, видит всю информацию и номер телефона для связи. Получив то, что искал, пользователь соответственно сразу же уходит с сайта (если ему ничего больше не нужно). Видимо, Яндекс из этого делает вывод, что сайт неинтересен для пользователя, раз по нему люди не бродят полчаса, а почти сразу же уходят, соответственно нужно ему подрезать позиции, нефиг ему в ТОПе сидеть.

Но! Это, конечно же, лишь мое собственное мнение, проверенное всего лишь однажды, потому никого не убеждаю в этом, а лишь даю информацию к размышлениям и экспериментам. Для себя же решил пока не пользоваться Яндекс.Метрикой.

Яндекс.Почта — друг или враг?

Тут даже говорить не о чем. Там хранится вся ваша инфа, если конечно, вы пользуетесь почтой от Яндекса. И если уж почте доверять нельзя, то кому же верить? Но с другой стороны, что и как там можно найти? Отфильтровывать на автомате какие-то данные? Сомневаюсь, что это как-то может влиять на ваши сайты. Но все же такая версия встречается среди вебмастеров и потому стоит ее упомянуть.

Punto Switcher – враг в голове!

Punto Switcher (десктопная программа от компании Яндекс) — это для меня оказалось чем-то новым, я был удивлен, когда набрел на топик в форуме, где автор расписывал, как он долго боролся с Punto Switcher-ом, который упорно не хотел удаляться с компьютера и все время передавал какие-то данные в штаб, то бишь в Яндекс.

Ну не знаю даже, что и сказать по этому поводу. Если поддаться паранойе, то можно загнаться до такой степени, что и телефон постоянно прослушивают, и по зомбоящику нас зомбируют, и в магазинах нас заставляют покупать молоко с нанороботами внутри, которые потом нами управляют. Возможно в этом и есть какая-то доля правды, но все же не хочется в это верить, иначе остается только прятаться в катакомбах, избегать любой электроники и готовиться к восстанию машин.

WebVisor на службе Яндекса.

Его я специально оставил напоследок, потому как, он меня беспокоит больше всего. Я уже ранее описывал сервис Яндекс.Метрики, так вот WebVisor это почти тоже самое, только появился он гораздо раньше и функциональность у него повыше будет. А причем тут Яндекс? Все просто, он недавно выкупил технологию WebVisor и ее дальнейшее развитие будет происходить под контролем Яндекса.

Что в этом плохого? Ну в общем-то ничего, если не считать, что WebVisor-ом пользуются несколько миллионов сайтов, а если сюда добавить и количество использующих Метрику, то получится не менее трети всего рунета. Как можно использовать эту бездну информации Яндексоиды точно придумают, конечно же все будет направлено на улучшение качества сайтов для пользователей. Так что если вы создаете и раскручиваете проекты для людей, а не для собственной наживы, то вам и бояться то нечего.

Только вот интересно мне, а много ли таких альтруистов, которые на самом деле создают сайты без какой-либо выгоды, только для людей, ничего для себя? И вообще, какой создать сайт, чтобы он и правил поисковых систем не нарушал, и хотя бы сам себя начал окупать через некоторое время, не говоря уже о моментальной прибыли?

Подводя итоги, могу лишь еще раз повторить, что если вы не штампуете пачками ГС и дорвеи, то бояться Яндекса не стоит, нужно лишь быть немного осторожнее. Ведь Платон очень сильно занят, у него постоянно завал писем и ему некогда выяснять хороший ваш сайт или не очень, проще забанить на всякий случай :-)

P.S. А для манимейкеров произошло значимое событие – это начало старта «Referral Profit», новая 7-уровневая партнерка!

P.S. Понравился пост? Скорее жми -

P.P.S. НЕ забудьте про обмен постовыми!

Советую почитать: